Оставить заявку

Юридические аспекты музыкального оформления магазинов

Авторские права на музыку, РАО

В настоящее время в условиях переизбытка информации в современном обществе, порой мало кто задумывается о последствиях возможного или потенциального использования такой информации, тем более если учесть тот факт, что получение такой информации в нынешнее время не вызывает особых трудностей, когда все что угодно можно найти в интернете.

Музыка как таковая также является объектом авторских и смежных прав. Причем если под авторским правом (на музыку в частности) понимаются права авторов, создавших произведение (композиторы, поэты), то под смежными понимают права иных лиц на музыкальные произведения (в том числе исполнение, вещание в эфире и т.д.). Обе группы указанных прав охраняются законом. Смежные права на результаты интеллектуальной деятельности авторов являются производными по отношению к авторским, но, тем не менее, законом ответственность за их нарушение не является меньшей. Так, в частности, законодательством запрещено использование музыки в магазинах, музыки в торговых центрах (в том числе путем ее публичного вещания) юридическим и физическим лицам без наличия у них исключительного права (разрешения, лицензии) на такие произведения. Исключительное право подразумевает, что его обладатель имеет право использовать произведения в своих целях, как, скажем, в наших примерах: обладая исключительным правом, собственник может использовать музыку в своих торговых центрах или в магазинах. Однако чтобы стать владельцем исключительного права на использование музыкальных произведений необходимо для начала приобрести это право у правообладателя. Поскольку напрямую у множества различных авторов музыкальных произведений было бы в достаточной степени неудобно приобретать права на их произведения, посредниками в таком деле стали и в настоящее время являются различные общественные организации. Такими организациями в частности являются: Российское авторское общество, Агентство авторских прав в интернете, Российское авторско-правовое общество и т.д. После подписания лицензионного договора с одной из указанных организаций и оплаты лицензионных платежей, пользователь становится правообладателем и вправе по своему усмотрению в указанных законом пределах использовать музыкальные произведения, в том числе и устраивать публичное вещание музыки в торговых центрах либо в магазинах.авторские права на музыку схема выплат

Не выполнив указанные элементарные правила, следует понимать, что за нарушение авторских и смежных прав существует ответственность, причем как гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная.

Гражданско-правовая ответственность может быть возложена как на юридических, так и на физических лиц в виде следующих штрафов: 1. от 10 000,00 руб. до 5 000 000,00 руб. по решению суда; 2. В размере двукратной стоимости экземпляров произведений либо двукратной стоимости права использования музыкального произведения (ст. 1301 ГК РФ), - что уже немало. Между тем в дополнение к этим штрафам коммерческие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели) могут быть также наказаны либо ликвидацией организации, либо прекращением статуса индивидуального предпринимателя.

Административная ответственность предусмотрена ст. 7.12. КоАП РФ (штраф на граждан от 500 руб. до 2 000,00 руб., на юридических лиц – от 30 000,00 руб. до 40 000,00 руб.); а также ст. 14.33. КоАП РФ (штраф на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки от реализации товаров, но не менее 100 000,00 руб.).

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 146 УК РФ. Указанная статья предусматривает, что незаконное использование в частности музыки в торговых центрах наказывается штрафом до 200 000,00 руб., обязательными или исправительными работами на срок до двух лет, и самое худшее - лишением свободы до двух лет.