Да помогает. Практика использования музыки с целью управления поведением ведет историю с древнейших времен. На коммерческие рельсы эту методику поставила компания Muzak, правда применялась она вначале не в местах продаж, а на заводах и предприятиях с целью повышения производительности труда, подобная практика имела место и в СССР. Подробно влияние музыка на производительность труда описано в работе В.Г. Лооса "Промышленная психология". Подобного рода музыкальный контент, решающий не только эстетические, но и практические задачи получил название "функциональная музыка". Использование функциональной музыки на ряде промышленных предприятий времен СССР показало уменьшение потерь рабочего времени от 5% до 30%, в зависимости от формы и типа производства, улучшение самочувствия рабочих и уменьшения скорости утомления. Иными словами, использование функциональной музыки в качестве инструмента управления производительностью сотрудников, имеет под собой хорошую доказательную базу. Подобная технология со временем была перенесена и в сферу торговли. Недаром во всех современных торговых центрах, магазинах, супермаркетах сейчас звучит тот или иной музыкальный контент. Что же касается доказательной базы подобной методики, то в работах Российских ученых аналогичных исследований обнаружить не удалось, а вот в зарубежной практике такие эксперименты проводились и не раз. Несомненно ряд крупных мировых ритейлеров проводит исследования в этой области, но в открытый доступ их не выкладывает. В некоторых заметках приводятся данные об увеличении продаж на 10% при использовании грамотного саунд дизайна, но подобного рода заявляения нужнаются в тщательной проверке, так что руководствоваться при создании музыкального фона приходится исключительно здравым смыслом. В любом случае верно одно, что функциональная музыка при грамотном подборе с высокой вероятностью увеличит производительность персонала и как следствие улучшится качество сервиса в магазине либо торговом центре. Да и магазин без хорошей музыки - просто несовременно.
В первой части статьи мы описали преимущества которые дает музыка в торговле, теперь же постараемся раскрыть основные ошибки которые допускают ритейлеры при ее использовании. Первая и самая частая, малый объем музыкального контента, когда они и теже композиции звучат изо дня в день, вместо повышения производительности наблюдается наооборот, ее снижение. Персонал, устав слушать одно и тоже, становится раздражительным, а порой и устраивает саботаж, отключая систему музыкальной трансляции или убавляя громкость. Так что старайтесь подбирать контент длительностью не менее 10-12 часов и как минимум раз в два три месяца обновлять его.
Вторая распространенная проблема это сама система музыкальная трансляции, которая создает неравномерное звучание, когда в одном конце магазина еле слышно, а в другом персонал вздрагивает при смене композиций.
Третьей проблемой является комфортный уровень звука, весь музыкальный плейлист необходимо тщательно прослушать и выровнять звук, если требуется. В случае использования рекламных объявлений о товарах и скидках, необходимо проверить и уровень громкости рекламных объявлений и не допускать, что бы они звучали намного сильнее музыки, хватит и 5-10% что бы привлечь внимание посетителей.
Подводя итог, можем сказать, что музыка является отличным инструментом управления продажами, но только при ее грамотном применении